Обзор российского рынка складских систем управления (часть 2)

24 Октября 2005

Продолжение статьи о ситуации на российском рынке складских систем управления

Прежде чем перейти к рекомендациям по выбору WMS–решения необходимо отметить, что любая система класса WMS заслуживает рассмотрения с учетом конкретных требований к автоматизации складского объекта.

Если функциональные возможности системы соотвествуют требованиям, определяемым логистической моделью склада, на первый план выступают такие важные характеристики поставщика и его продукта, как:
– репутация компании-поставщика системы управления складом, его стабильность, количество успешно завершенных внедрений в России,
– наличие отработанной методики внедрения и уровень сервиса и условия по поддержке системы,
– возможность и необходимость доработки системы, сроки и стоимость,
– полная русификация системы (особенно важно в случае иностранных программ),
– возможность системы работать на используемой у клиента платформе (фактор кросс-платформенности),
– срок возврата инвестиций и экономическая эффективность внедрения,
– плановые сроки внедрения,
– общая стоимость лицензий и внедрения.

Следует помнить, что WMS-решение – это всегда инструмент для конкретного склада. То есть оно должно максимально соответствовать специфике данного склада.

При выборе системы для оптового склада средней компании (продуктового или для товаров народного потребления), при отлаженной и стабильной системе складских бизнес-процессов, разработанной системе мотивации персонала, простой топологии склада и готовности поступиться автоматизацией управления в угоду экономичности, следует ориентироваться на «коробочные» решения.

Если существующий или проектируемый склад имеет сложную топологию или зонирование (например, несколько этажей), узкопроходную расстановку стеллажей, маршруты с использованием двух-трех типов техники или персонала (штабелер-погрузчик-комплектовщик), работает с разнообразными несовместимыми товарами, имеет широкую вариацию по объемам поставок и заказов, характер бизнеса подвержен существенным изменениям, а руководство компании желает максимально снизить влияние человеческого фактора при управлении складом и получить действительно оперативную систему управления, а не контроля – следует ориентироваться на системы среднего класса (из-за ценового фактора говорить о массовом внедрении заказных систем западного производства в России пока рано).

Свое или «заграничное»

Очень часто в ходе выбора системы возникает проблема выбора между отечественными и западными системами.
Существует мнение, что западные поставщики систем управления складом сильнее и предлагают решения с наибольшей функциональностью, поскольку они существуют давно, а, значит, обладают серьезной экспертизой. Действительно, опыт и экспертиза потенциального поставщика играют одну из главных ролей – не будем опровергать это.

Тем не менее, зачастую для того, чтобы установить западную систему требуется полностью реорганизовать бизнес-процессы заказчика, что не всегда оправдано. Многие западные системы к российским условиям абсолютно не подходят и для того, чтобы внедрить их решения приходится создавать новые разработки на базе существующих модулей, что отнюдь не дешево. Такие доработки без сомнения потребуются в тех случаях, когда перед вами стоит задача работы с акцизами, сертификатами, автоматизация таможенных операций и др. В действительности, как показывает опыт, многие западные системы отказываются понимать российскую специфику бизнеса. Это касается и коробочных систем.

Основной особенностью западных «коробочных» систем является ориентация на международные логистические и складские стандарты, среди которых ключевым фактором является обработка товара на складе с использованием стандартного кода товарных упаковок (например, UPC). Поскольку данные системы, как правило, не поддерживают идеологию работы с грузами, то подтверждение правильности отбора в них ведется сканированием кода товара на упаковке, наличие которого за рубежом является складским стандартом. Данное обстоятельство является дополнительным ограничением для использования западных систем в России, где пока невозможно рассчитывать на тотальную маркировку продукции поставщиками. Кроме того, опыт внедрения на реальных объектах показывает, что даже при наличии подобной маркировки у российских поставщиков она зачастую не соответствует требованиям международных стандартов. В результате использование «коробочных» западных систем в России обычно подразумевает полную перемаркировку товара при приеме на склад, по крайней мере, на уровне коробок.
Мнение большинства экспертов свидетельствует о том, что не существует систем одинаково хорошо работающих, например, как со штучным и тарным грузом, так и с мерным и весовым. Поэтому в настоящее время на первый план выходит возможность адаптации системы под работу конкретного заказчика. Сейчас мы не будем останавливаться на проблеме выбора между готовыми «коробочными» системами и адаптируемыми решениями. Такую ситуацию можно с покупкой дорогого костюма. Что лучше – купить готовый костюм или сшить его на заказ, с учетом Ваших индивидуальных особенностей – дело каждого.

При выборе адаптируемой системы рекомендуем Вам в первую очередь обратить внимание на стоимость возможной модификации системы. Практика показывает, что, передавая право установки системы дилерам, западные компании-разработчики сохраняют за собой право собственности на исходные коды. В результате, при необходимости доработок западных систем необходимо будет обращаться к зарубежным разработчикам. При этом стоимость модификации системы по реальному опыту в России может составить до половины стоимости ее внедрения даже для коробочных продуктов.

В том случае, если вашей целью не является покупка только бренда компании-поставщика, на первый план выходит возможность безболезненной адаптации системы управления складом под потребности вашего бизнеса и ее гибкость.

Очень часто западные поставщики аппелируют к тому, что они владеют методикой расчета показателей эффективности внедрения и ведут полную статистику своих внедрений, где эти показатели замеряются. Владеют ли подобной методикой российские компании? Безусловно, ответ положительный. Вот только для того, чтобы подтверждать успех своих проектов и анонсировать среднестатистические показатели эффективности внедрения системы, необходимо проделать ряд шагов. Прежде всего, нужна статистика. Например, вам заявляют, что время сборки заказа уменьшилось на 20%. Кто объяснит, откуда эти цифры? Немногие компании могут похвастаться тем, что ведут замер времени выполнения работниками определенных операций. Возможно после внедрения системы, но никак ни до… Такова уж наша российская действительность. И последний аргумент: «Доверяй, но проверяй». Если внедрение системы управления складом было завершено относительно недавно и система работает на полной нагрузке менее года, вряд ли сможете поверить, что за столь короткое время все показатели деятельности склада улучшились. Безусловно, нужна статистика и, желательно, – в динамике.

Еще одно заблуждение, которое западные поставщики внушают российским заказчикам, заключается в том, что в России нет высококвалифицированных специалистов по решениям WMS. Мы бы не стали заявлять это так категорично. Таких специалистов действительно немного, но они есть. Чем больше у компании опыт работы на российском рынке по автоматизации технологических процессов на складе, чем большее количество проектов она выполнила – тем профессиональнее ее специалисты. О доверии к поставщику и качестве его работ могут свидетельствовать количество завершенных проектов и вновь заключаемые контракты на поставку системы. Именно такие поставщики, на наш взгляд, могут помочь клиенту не только грамотно сформулировать требования к системе, но и правильно организовать ее складские бизнес-процессы.

И о самом больном

И последним, достаточно серьезным моментом при выборе WMS-решения, является вопрос цены. Перед покупкой WMS-системы рекомендуем четко определить, в какой ценовой категории должна находиться Ваша система управления складом.
На Западе прослеживается тенденция падения стоимости систем класса WMS, но, тем не менее, они до сих пор недешевые. Так, большинство зарубежных компаний ориентируются на проекты, стоимость которых составляет 500 тысяч долларов и выше с учетом стоимости всех лицензий на программное обеспечение, затрат на оборудование, интеграцию и внедрение. При этом стоимость небольших проектов составляет около 200-300 тысяч долларов.
В России стоимость проектов по автоматизации склад значительно ниже, тем не менее, ценовой диапазон также довольно широк. Например, при небольшом объеме операций и площади склада 4-5 тыс. кв. м цена предложений, как мы уже говорили выше, варьируется от 50 до 200 тыс. долл. Внедрение полнофункциональной системы для такого склада должно уложиться в диапазон от 100 до 200 тыс. долл.

Хочется обратить внимание на то, принимая решение о внедрении системы стоимостью в два раза ниже средней, Вы должны понимать, чем жертвуете. Поговорка «скупой платит дважды» актуальна и в нашем случае, ведь стоимость системы может служить косвенным показателем наличия требуемой функциональности. Тем не менее, если ограничение ряда функций для Вас не столь важно - такой вариант должен устроить наилучшим образом. Но главное, чтобы на этапе опытной эксплуатации Вы не столкнулись с ситуаций, когда в системе отсутствуют жизненно важные для вашего бизнеса функции.

Безусловно, Вас также волнует вопрос о том, с какими затратами Вы столкнетесь после установки системы. Целый ряд компаний-поставщиков извлекает основную массу доходов уже после первоначальной продажи, особенно это касается западных систем. Приобретение базовой версии WMS-системы Вам может показаться более выгодным по цене. Однако чтобы достигнуть конечной цели проекта автоматизации управления складом и наилучшей адаптации ее под Ваши потребности (вопросы адаптации и гибкости системы были рассмотрены выше), в системе нужно реализовать дополнительные изменения. Такие изменения, безусловно, связаны с дополнительными затратами. Если ваша система управления складом западная, будьте готовы к тому, что затраты увеличатся в гораздо большем объеме, по сравнению с предложениями российских поставщиков, ведь стоимость услуг западных специалистов достаточно высока. Поэтому, принимая решение о выборе системы управления складом, постарайтесь тщательно изучить политику потенциального поставщика. Вам следует знать какие затраты ждут Вас в дальнейшем.
Итак, мы привели обзор поставщиков WMS-решений, имеющихся в настоящее время на российском рынке и дали рекомендации относительно выбора системы управления складом.

В заключении хочется отметить, что Ваш потенциальный партнер-поставщик WMS должен обладать широтой мышления и быть готовым давать рекомендации по стратегическому развитию компании, по крайней мере, в сфере логистики. Помните, что приобретая сегодня WMS-решение, Вы делаете выбор на ближайшие 10-15 лет и от того насколько он будет правильным – зависит успех Вашей компании на рынке.

Источник: журнал "Современный склад", №4/2005, стр.2-4
Автор: Трапуленис Римма, Троцкий Александр

К списку новостей