OFF-DOCK ON-LINE. Автоматизация повышает управляемость сухих контейнерных терминалов

24 Июля 2009

В №3(36) журнала Freight.ru опубликована статья "Off-dock on-line. Автоматизация повышает управляемость сухих контейнерных терминалов"

В настоящее время в России уже существует некоторое количество сухих (off-dock) контейнерных терминалов. Очевидно, что со временем с развитием логистической инфраструктуры их число возрастет. Планируется строительство новых и расширение существующих сухих контейнерных терминалов в современных логопарках, на железнодорожных узлах, в предпортовых районах. Контейнерные терминалы оснащаются современной перегрузочной техникой. Однако использование информационных технологий оставляет желать лучшего. Многие контейнерные терминалы ведут в основном учет на бумаге, с применением простых электронных таблиц или ограничиваются только автоматизацией бухгалтерского учета.

Отчасти это связано с начальной фазой формирования самих сухих контейнерных терминалов и, как следствие, с низким предложением на рынке систем автоматизации для них. Системы, наиболее близкие по функционалу к системам автоматизации сухих контейнерных терминалов, предназначены для автоматизации складских комплексов (WMS) и морских контейнерных терминалов. Но они в полной мере не подходят для сухих контейнерных терминалов ввиду их специфики.
На сухих контейнерных терминалах в качестве перегрузочной техники используются в основном ричстакеры и RTG-краны. Технология их работы отличается от работы фронтального погрузчика, которым «привыкла» оперировать WMS система на складе. Для ричстакера важен специфический порядок постановки контейнеров в штабель. Он может взять контейнер из второго ряда, не выполняя штивания. Эти нюансы система WMS в базовом варианте не учитывает. Для грамотной работы RTG-крана в системе управления необходим достаточно мощный функционал оптимизации его перемещения и выдачи работ. Таких аналогов в складских системах не существует. Поэтому использовать WMS-систему для управления контейнерным терминалом без ее существенных переделок не представляется возможным.

Системы управления морскими контейнерными терминалами могут в большей степени удовлетворить потребности сухих контейнерных терминалов, но имеют достаточно высокую стоимость (за счет избыточного функционала с точки зрения сухого терминала), поэтому для сухого контейнерного терминала они могут оказаться «неподъемными» и вряд ли окупятся в разумные сроки. Кроме того такие системы не учитывают ряд технологических особенностей, характерных для сухих контейнерных терминалов.

На сухих контейнерных терминалах больше внимания уделяется порожним контейнерам. Хранение порожних контейнеров производится с группировкой по владельцам. Активно используется подбор порожнего контейнера по требуемым параметрам (владелец, футность, высота, грузоподъемность и пр.) с учетом минимизации штивания. Планирование контейнеров на железнодорожном фронте редко бывает номерным, чаще – также по параметрам. Для тыловых предпортовых терминалов характерны групповые визиты автотранспорта (когда на вывоз судовой партии назначается несколько автомашин и планирование контейнера производится по факту регистрации автомашины тальманом на терминале). Для того, чтобы учесть эти и другие особенности сухого контейнерного терминала в системе, ориентированной на автоматизацию морских терминалов, необходима доработка такой и без того не дешевой системы, что еще увеличивает стоимость проекта.

Понимая сложившуюся ситуацию на рынке систем управления компания «СОЛВО» выпустила специализированное решение для сухих контейнерных терминалов, которое учитывает их потребности и особенности работы. Данное решение состоит из двух систем: системы управления документооборотом контейнерного терминала Solvo.DMS и системы оперативного управления контейнерной площадкой Solvo.CTMS. Эти системы могут эксплуатироваться как совместно, так и по отдельности. В комплексном решении используется вся мощь функционала по обработке автомобильного и железнодорожного фронтов, присущего морским терминалам, например, многопараметрическое планирование ж/д составов, автоматизации работы рефмеханика, таможенный досмотр, затарка/растарка контейнеров и интеграция с системой управления складом Solvo.WMS, устанавливаемой для управления станцией перетарки контейнеров (CFS).
Система оперативного управления сухими контейнерными терминалами Solvo.CTMS в настоящий момент внедряется в Санкт-Петербурге на сухих контейнерных терминалах компаний «Модуль» и «Логистика-Терминал». На данных проектах Solvo.CTMS интегрируется с собственными системами документооборота этих компаний.
Использование специализированных систем автоматизации в работе контейнерного терминала позволяет оперативно в реальном времени (on-line) получать информацию, необходимую для принятия управленческих решений, более точного планирования и организации бизнеса. Применение системы оперативного управления оптимизирует использование ресурсов контейнерного терминала (площадей, техники, персонала), минимизирует ошибки и время обработки контейнеров, позволяет предлагать клиентам терминала дополнительные сервисы. Все это в конечном итоге существенно повышает прибыльность контейнерного терминала.

Текст в формате *pdf.

К списку новостей