Санкт-Петербург

Журнал «Морские порты» о преимуществах использования Solvo.TOS терминалами

10 мая 2023

Специалисты компании «СОЛВО», являющейся разработчиком системы управления Solvo.TOS, которой оснащены многие ведущие порты и грузовые терминалы страны, отмечают, что сегодня их клиентам требуется автоматизация все более сложных процессов обработки грузов и нестандартных логистических и организационных задач. На протяжении 27 лет команда «СОЛВО» создает на базе своих программных продуктов индивидуальные решения для грузовых терминалов, портов и складов разных типов. В статье журнала «Морские порты» №2 (213) (2023) специалисты компании рассказывают, как автоматизировать сложные технологические цепочки операций с грузами на терминале таким образом, чтобы они осуществлялись максимально оперативно, точно, прозрачно.

Пожалуй, главная сложность при выборе информационной системы для автоматизации любых бизнес-процессов – найти такую, которая не проиграет жизненным обстоятельствам. Таким образом, система управления грузовым терминалом (TOS) должна быть адаптируемой под разные задачи, ведь жизнь способна обойти любое созданное человеком правило. Особенно это актуально в наши дни, когда требуется оперативно перестраивать алгоритмы внутренней работы, менять контрагентов и партнеров, перестраивать работу терминала на прием нового типа груза, осуществлять сложные или нестандартные операции.

Возьмем, к примеру, груз, требующий его переквалификации из одного статуса в другой. Допустим, вы получили генеральный груз – рулоны бумаги, которые дальше отправятся судном на ролл-трейлерах или в составе контейнерного поезда. То есть груз станет уже накатным или контейнерным, а это значит, что его нужно соответствующим образом принять, обработать, оформить и зарегистрировать, подготовить к дальнейшей отправке.

Если TOS не обладает нужным функционалом и возможностями настройки, то, скорее всего, многие из этих операций придется осуществлять в ручном или полуручном режиме. Соответственно, работа будет вестись медленнее.

IMG_2256_.jpg

Каждому типу груза  – свои правила 

В процессе автоматизации любых сложных технологических операций многое зависит от программной архитектуры TOS. Если система модульная, то ее функционал обладает большим количеством настроек, и если ее можно быстро адаптировать под самые разные задачи, то использовать этот гибкий инструмент можно максимально эффективно. Самая трудоемкая работа, по словам специалистов по внедрению IT-решений компании «СОЛВО», заключается в изучении всех деталей по производимым на грузовом терминале операциям. При автоматизации работы с грузами изучается каждый этап их обработки, после чего на базе Solvo.TOS создается система из пошаговых правил и вариантов действий с ними, в том числе прорабатываются все варианты переквалификации груза из одного типа в другой. Solvo.TOS автоматически формирует правила обработки и логику хранения для любых типов грузов: навалочных (уголь, руда, удобрения, стройматериалы и т.д.), насыпных (зерно, песок, гравий, цемент и т.д.); генеральных (штучные товары, упакованные в ящики, коробки, корзины, бочки; товары в мешках, тюках, биг-бегах, транспортных пакетах; металлы и металлоконструкции, промышленное оборудование, контейнеры, накатные грузы, лесоматериалы и т.д.), а также других видов. При этом система планирует операции с грузами так, чтобы максимально эффективно использовать человеческие и технические ресурсы, исходя из вносимых в нее сведений о порядке работы сотрудников и характеристиках перегрузочной техники. Анализируется и информация о зоне хранения, проходах внутри нее, чтобы выстроить оптимальные маршруты передвижения транспортных средств и грузового оборудования, сократить его пробег и количество перемещений. История всех операций отслеживается и сохраняется в режиме реального времени. В дальнейшем все эти данные подгружаются для формирования электронных документов и накладных.

Контейнерные грузы

Solvo.TOS получает входной документ о грузе с судна или железнодорожного состава еще до его прибытия, составляя план погрузо-разгрузочных работ так, чтобы выгрузить только нужные контейнеры. При этом учитывается, какие из них транзитные (не подлежащие разгрузке), какие требуется переместить для дальнейшей отправки разными видами транспорта, а какие поместить в зону хранения. Размещение грузов в зоне хранения ведется таким образом, чтобы максимально снизить количество ненужных перемещений (штивок), ведется учет порожних контейнеров.

Накатные грузы (Ро-Ро)

Аналогичным образом система создает правила для каждой из категорий накатных грузов: самоходных (авто- и мототехники); генеральных и контейнерных грузов, перемещаемых на ролл-трейлерах или шасси, железнодорожными вагонами. Автоматизируются операции по перемещению Ро-Ро грузов между разными транспортными фронтами; операции, связанные с необходимостью таможенного оформления грузов прямо на терминале; организация электронных очередей для посадки водителей самоходных машин и механизмов на судно или паром; мониторинг в режиме реального времени; интеграция с весовым оборудованием; оптимизация пространства складской зоны и т.д.

Другие генеральные грузы

Данные о генеральных грузах поступают в систему из коносаментов или накладных. Система создает отдельные правила обработки и хранения для каждой номенклатуры. С целью управления операциями с генеральными грузами каждого типа создается отдельная система правил обработки и размещения с точным определением каждого шага действий, назначением исполнителей и выстраиванием порядка реализации задач, учетом, какие виды погрузочно-разгрузочной техники использовать для разных категорий грузов. Solvo.TOS учитывает габариты грузов, их массу, типы и количество упаковок, требования к хранению и совместимости, а также другие критерии.

Навалочные и насыпные грузы

При приеме приходных ордеров Solvo.TOS автоматически распознает, что речь идет о перевозке грузов Break Bulk и Bulk, учитывая только весовые характеристики груза. Приемка осуществляется либо с учетом веса, указанного в документах отправителя, либо путем взвешивания транспортного средства с грузом. Приемку можно разбить на несколько этапов. Справочники системы содержат укрупненные номенклатуры: руда, щебень, песок, марганец и другие. Учет погрузо-разгрузочных операций производится на всех транспортных фронтах по одним и тем же принципам, что позволяет пользователям достаточно быстро осваиваться в системе.

Единая экосистема терминала 

Ко всем вышеперечисленным правилам также добавляется устанавливаемый TOS порядок работы с разными видами транспорта: судами, железнодорожными составами, грузовыми автомобилями. Система помогает организовать порядок обработки каждого вида транспорта максимально эффективным способом, а также оформление необходимой сопроводительной документации. 

Solvo.TOS интегрируется с ЭТРАН и другими внешними системами, что позволяет ускорить оформление документов и существенно снизить процент ошибок при их формировании. Глубокая интеграция с оборудованием и программным обеспечением терминала позволяет сформировать на базе Solvo.TOS единую экосистему, внутри которой все операции будут под контролем и выполняться максимально эффективно. Например, дополнительно можно автоматизировать работу КПП, чтобы оптимизировать визиты автотранспорта и решить проблему с очередями, или создать систему информирования клиентов о статусе груза через web-портал. Под любой проект подбирается свой набор IT-решений.

К списку новостей