О мероприятии
С 31 июля по 1 августа 2025 года в Архангельске прошёл III Форум «Арктика – регионы». Мероприятие состоялось при поддержке правительства Архангельской области, Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики и крупных федеральных компаний.
В форуме приняли участие представители науки и органов власти, общественные деятели и крупные игроки рынка. Мероприятие посетили официальные делегации из Китая, Индии, Саудовской Аравии, Малайзии, Бразилии и стран СНГ.
Деловая программа форума была посвящена развитию арктической зоны: региональным инвестициям, международному сотрудничеству, вопросам импортозамещения, цифровой трансформации и другим вопросам.
Северный морской путь
Наряду с другими ключевыми темами, в центре внимания экспертов и гостей форума оказался Северный морской путь – стратегически важная транспортная артерия, соединяющая Европейскую часть России и Дальний Восток. Развитию Севморпути был посвящён значительный блок деловой программы, в том числе секции о модернизации судостроительной и портовой отраслей.
В рамках стратегической сессии «Комплексное развитие портовой инфраструктуры в АЗРФ» с докладом о проблемах цифровизации портов Крайнего Севера выступила Ирина Карелина, руководитель направления по взаимодействию с госучреждениями «Солво».
Какие сложности отмечает эксперт?
- Ограниченные ресурсы портов при короткой навигации
Северные порты работают с ограниченным количеством персонала, техники, причалов и складов. Для того, чтобы выполнить все заявки за короткий навигационный сезон, требуется максимально эффективное планирование.
- Нет единого классификатора грузов для всех видов транспорта
Разные виды перевозок используют разные классификаторы (ТН ВЭД для внешней торговли, железнодорожные коды для тарифов, произвольные описания для автотранспорта), что затрудняет учёт и аналитику.
- Отсутствуют стандарты цифрового взаимодействия
Порты, государственные органы и грузовладельцы используют разрозненные информационные системы, а многие документы до сих пор ведутся в бумажном формате – это препятствует цифровой трансформации.
- Необходимость подготовки IT-инфраструктуры к суровым условиям Арктики
Терминалы сбора данных, планшеты и оборудование для TOS должны выдерживать экстремальные температуры, иначе операторы вынуждены работать в ручном режиме – с помощью карандаша и бумаги. Также для стабильной работы TOS требуется устойчивая связь, а значит, и надёжная инженерная инфраструктура.
***
«Солво» активно развивает присутствие в арктическом регионе. Так, в 2024 году в системе Solvo.TOS было обработано более 30% морского контейнерооборота Арктического бассейна.