Эталон автоматизации логистики
Санкт-Петербург

Ro-Ro: как ускорить и сделать качественнее обработку накатных грузов с Solvo.TOS?

8 декабря 2022

Накатные грузы или Ro-Ro («Roll On-Roll Off» - «Вкатывай - выкатывай») – это грузы «на колесах», для которых не нужно использовать грузоподъемную технику. Такие грузы перевозятся на специальных судах - ролкерах со специальным оснащением для их фиксации. 

Для обработки судов с грузами Ro-Ro на терминале используются специально оборудованные причалы, позволяющие производить погрузочно-разгрузочные работы с использованием аппарелей - плоских конструкций, по которым груз выкатывается с судна на причал или закатывается на борт судна. Некоторые суда могут быть оснащены своими аппарелями, а для не оснащенных такими конструкциями судов на грузовом терминале предусмотрены собственные.

Основные нюансы работы с накатными грузами 

Накатные грузы условно можно разделить на категории по типу отгрузки/погрузки. Первая - самоходные, к которым относятся авто- и мототехника. При проведении разгрузки и погрузки этой категории Ro-Ro вспомогательная техника не нужна: за руль садится водитель и перегоняет автомобиль. Вторая категория - генеральные или контейнерные грузы, размещаемые на ролл-трейлерах (MAFI) или шасси. Эти «тележки» цепляются к тягачам, которые осуществляют их дальнейшую перевозку. Отдельная категория Ro-Ro - железнодорожные вагоны, которые перевозят на специальных паромах, оборудованных ж/д путями. Для такого вида грузов на терминалах создаются специальные паромные станции с железнодорожными подъездами, а разгрузка судов осуществляется при помощи локомотивов. 

Каждая категория грузов Ro-Ro имеет свои требования к планированию и проведению погрузочно-разгрузочных работ, оформлению сопроводительной документации, а в некоторых случаях прямо на грузовом терминале могут осуществляться еще и таможенные процедуры. 

Иногда встречаются универсальные суда, позволяющие транспортировать совместно и накатные, и генеральные/контейнерные грузы. Для работы с такими судами требуются отдельные алгоритмы планирования погрузочно-разгрузочных работ. 

Еще одна особенность накатных грузов в том, что их нельзя штабелировать в складской зоне грузового терминала, чтобы максимально оптимизировать пространство, как это делается с контейнерами. Однако и эта категория грузов требует оптимизации размещения, чтобы избежать возможного штивания - избыточных передвижений. Например, когда нужный автомобиль расположен в середине ряда, и для его перемещения нужно передвигать другие. 

Solvo.TOS комплексно автоматизирует все операции с накатными грузами на терминале, принимая в расчет специфику их отгрузки, учета, документального оформления. Система помогает повысить скорость и эффективность каждой операции, снизить количество ошибочных, ненужных действий и передвижений, а, в случае с грузами на ролл-трейлерах или шасси - реализовывать сложные технологические цепочки операций по переводу груза из одной категории в другую. Например, когда бумажный рулон, поступивший на терминал на ролл-трейлере, снимается с него и переквалифицируется для дальнейшего хранения и транспортировки из статуса Ro-Ro в статус генерального груза.

При проведении погрузочно-разгрузочных работ автоматизируются такие процессы как:

  • Планирование и назначение работ для тягачей, учет их технических характеристик и производительности, снижение порожних перемещений. 
  • Организация операций по затарке и растарке ролл-трейлеров и шасси.
  • Операции и учет сцепок/расцепок ролл-трейлеров, работа с порожними ролл-трейлеров и стопками из ролл-трейлеров.
  • Планирование и организация погрузки и разгрузки различных типов судов для перевозки накатных грузов. 
  • Оперативная идентификация грузовых единиц с помощью Auto ID техники для считывания штрихкодов, VIN-номеров, RFID-меток и других идентификаторов, включая технологии оптического распознавания символов.
  • Ускоренный выпуск автомобилей с водителями, экспресс-регистрация автомобилей по VIN-номеру и прочие операции.
  • Формирование интерактивной схемы терминала «с высоты птичьего полета» для планирования погрузочно-разгрузочных работ с возможностью последующего редактирования.
  • Организация электронной очереди и контроль очередности посадки водителей самоходных транспортных средств на судно или паром.
  • Сменное планирование, создание наряд-заданий персоналу с учетом квалификации, разрешений и загруженности каждого специалиста.

И другие процессы. 

Для учета накатных грузов используются следующие функциональные и технологические возможности: 

  • Отслеживание и мониторинг грузов в режиме реального времени. 
  • Изменение статуса груза в режиме реального времени (например, из Ro-Ro в генеральный и наоборот). 
  • Управление растаркой и затаркой, дозагрузкой ролл-трейлеров, включая прием и списание грузов на складе.
  • Сквозной учет грузов, регистрация операций, план-фактный анализ.
  • Интеграция с весовым и другим вспомогательным оборудованием на терминале. 
  • Взаимодействие и обмен данными с ERP и другими системами и программным обеспечением. 
  • Оптимальная организация пространства складской зоны с учетом времени дальнейшей отгрузки каждого груза. 
  • Организация распределения грузов между удаленными друг от друга терминалами и складами. 

И другие опции.

При работе с клиентами, контрагентами и сопроводительной документацией реализуются: 

  • Web-портал для агентов судоходных линий и грузовых экспедиторов, включая предварительное бронирование забора и доставки груза с использованием системы тайм-слотирования. 
  • Организация въезда на территорию терминала для водителей, включая получение пропусков и маршрута движения с помощью терминалов саморегистрации и прочее. 
  • Управление таможенным оформлением, а также взаимодействие с программами и системами государственных контролирующих органов и других участников цепи поставок. 
  • Выставление счетов за комплекс операций с грузом с помощью специального модуля Solvo.Billing.

А также другие возможности. 

В результате повышаются скорость и прозрачность всех операций, увеличивается эффективность работы вспомогательной техники и сотрудников терминала, снижается количество лишних манипуляций и ошибок, повышается скорость регистрации грузов и оформления всей необходимой сопроводительной документации. Все это помогает грузовому терминалу работать эффективнее и повышать лояльность своих клиентов.



К списку новостей