Создание складского комплекса. Опыт компании «Севертранс»

22 Мая 2006

В статье рассказывается об опыте компании "Севертранс" по выбору стеллажей, техники и системы управления складом WMS при строительстве нового складского комплекса.

Группа компаний «Севертранс» является многопрофильной организацией и специализируется на решении комплексных задач своих клиентов, занимающихся производством, реализацией и продвижением товаров на российском рынке. Группа компаний «Севертранс» как крупный логистический оператор, предоставляет комплекс услуг по реализации внешнеторговых контрактов, в том числе - организация перевозки грузов, организация декларирования и таможенного оформления, организация хранения и обработки грузов как под таможенным контролем, так и выпущенного в свободное обращение; организация страхования, частичное кредитование (оплата таможенных платежей, транспортировки и пр.), оценка рисков, организация страхования и претензионной работы, организация охраны и сопровождения перевозимых грузов, агентирование внешнеторговых поставок (услуги внешнеторгового объединения). ГК «Севертранс» объединяет компании, более 10 лет осуществляющие предоставление услуг в области логистики: ООО “ВашБрокер” (лицензированный таможенный брокер) / ООО “КВ Терминал” (лицензированный Склад Временного Хранения) / ООО ЧОП “Вашутинский стрелок” (лицензированное охранное предприятие) / ЗАО “ГК «Севертранс”. ЗАО "ГК "Севертранс" является управляющей компанией Группы.

Немного о нашем новом складском комплексе. Не могу не отметить, что терминально-складской комплекс «СЕВЕРТРАНС» имеет исключительно выгодное территориальное расположение - пересечение (связка) автомагистрали Ленинградское шоссе, автострады на Шереметьево 2 и автодороги Вашутинское шоссе. Расстояние от МКАД – 5 км и, при этом, расстояние до железнодорожной линии Москва – Санкт-Петербург (Октябрьская железная дорога) 300-350 м. Основная специализация ТСК «СЕВЕРТРАНС» – 3PL или, другими словами, коммерческий склад. Проектная площадь комплекса 29200 кв.м., включая офисные площади 2400 кв.м. В данной статье я хотел бы поделиться нашим опытом, приобретенным при строительстве и оснащении первой очереди терминально-складского комплекса. Площадь первой очереди склада составляет 9000 кв.м., с количеством паллето-мест более 14000. Основной тип хранения - паллетное на стеллажах, коробочное на мезонине. Склад осуществляет свою работу круглосуточно в три смены. На складе используется погрузочная техника LINDE. Круглосуточную работу осуществляют 6 штабелеров, 6 погрузчиков, 12 перевозчиков паллет. Хранение грузов осуществляется на стеллажах, производства компании «Недкон».

Всеми технологическими операциями на складе управляет система Solvo.WMS, внедрение которой началось в конце 2005г. Solvo.WMS автоматизирует работу техники и персонала, позволяя управлять технологическим процессом работы склада в режиме реального времени. Наши складские работники используют в своей работе терминалы американской компании LXE, которые по беспроводной Wi-Fi сети осуществляют обмен данными между сервером системы управления. Все работники склада в обязательном порядке прошли необходимое обучение по работе с данной системой. Во время строительства первой очереди ТСК «СЕВЕРТРАНС» перед нами встало множество задач, от правильного решения которых зависело будущее нашего склада. Необходимо было правильно выбрать стеллажное оборудование, погрузочную технику, нельзя было ошибиться и при выборе системы управления складом.

Ниже мы рассмотрим каким образом мы решили возникшие перед нами задачи.
Первой важной задачей было правильно выбрать стеллажное оборудование.
На данный момент, на российском рынке довольно много компаний, предлагающих стеллажное оборудование. Мы условно разделили всех производителей стеллажного оборудования на отечественных и западных. Не секрет, что у каждого были свои достоинства и свои недостатки.
Стеллажи западных компаний отличаются более высоким качеством, но и, соответственно, более высокой ценой. А кроме того сроки производства и доставки стеллажей из-за границы увеличиваются в несколько раз.

В свою очередь российский производитель привлекает своей ценой, но качество его продукции часто значительно уступает иностранной.
Лучом света в этом «темном царстве», неким гибридом, воплотившим в себе все самое лучшее, с нашей точки зрения, выступила компания “Недкон-Си Груп” - российское подразделение фирмы “Недкон” (Нидерланды), которая имеет три современных завода (Чехия, Голландия, Россия) по производству стеллажных конструкций.

На стеллажах этой компании мы и остановили свой выбор, при том, что в первом этапе тендера на поставку сталлажных конструкций участвовали 12 поставщиков. Объясню причину принятого нами решения.Сейчас компании, реализующие на российском рынке продукцию иностранных производителей стеллажных конструкций выполняют в основном сугубо посредническую функцию между покупателем и производителем, что влечет за собой все негативные последствия «перепродажи»: наценку на стоимость товара, увеличение сроков поставки и соответствующий, не очень доброкачественный, уровень сервиса. Эти проблемы не возникают при сотрудничестве с компанией “Недкон”. Из всех западных производителей с высоким качеством стеллажных систем, только “Недкон” имеет официальное представительство и свое производство на территории России, что существенно снижает себестоимость продукта (в том числе и за счет того, что компания перестает быть плательщиком импортных таможенных платежей). Естественно, снижаются денежные затраты и время на логистику и транспортировку. Как следствие - заказ выполняется в короткие сроки, а поставка запчастей происходит в течение двух-трех дней. Есть еще одна немаловажная деталь, повлиявшая на наш выбор. Если сравнивать стеллажи той компании, которую мы выбрали, с оборудованием некой отечественной компании, назовем ее Х, являющейся одним из лидеров среди отечественных производителей стеллажного оборудования, то становится ясно, что для склада класса А+, которым безусловно является терминально-складской комплекс “СЕВЕРТРАНС”, оборудование компании Х не подойдет. Дело в том, что на складах класса А+ , в связи с использованием высотных конструкций, особенно важным становиться вопрос безопасности. Такие конструкции наиболее уязвимы в своей стабильности и к их проектированию, изготовлению и монтажу предъявляются особо жесткие требования. Проведенный нами анализ показал, что только стеллажи “Недкон” соответствуют всем максимально высоким требованиям, предъявляемым к безопасности. Надо отметить, что «Недкон» - единственная на российском рынке и в данном бизнесе в целом компания обладающая таким огромным опытом в проектировании высотных конструкций (до 50м) (мировой опыт NEDCON с 1969г., опыт в России с 1993г.). Работа над проектом происходит с использованием специальных запатентованных программ, которые производят расчет с учетом влияния нагрузок от веса груза, действия погрузочной техники, возможных дефектов стали и других факторов. У компании X такого опыта не было и расчет происходил в AutoCAD, которая при проектировании не в состоянии учесть всю специфику стеллажных систем.

В отличие от российских производителей «Недкон» ведет проектирование, изготовление и монтаж стеллажных систем строго согласно FEM норм – строжайшему европейскому стандарту для производителей стеллажного оборудования, NEN, DIN, GSF-TNO, RMI, требованиям к противопожарной безопасности и организации складов.

Если компания «Недкон» была единственной, из участников тендера, кто производил покраску всех элементов стеллажей порошковым напылением с многоэтапной подготовкой поверхности (а это обеспечивает их многолетнюю безупречную эксплуатацию), то компания Х предлагает только оцинкованные стойки, зачастую даже не очищенные от масла.
При производстве стеллажей для ГК “Севертранс” поставщиком использовалась западная сталь. Нам очень понравилась скорость предоставления всей необходимой документации по стали специалистами компании «Недкон». Основным критерием при выборе стали является соответствие техническим требованиям по различным механическим свойствам. Выбор стали российскими производителями сталлажных контструкцийопределяется, в большинстве случаев, - ценовой политикой. Это объясняет применение в их производстве дешевой украинской стали не имеющей соответствующей документации. И еще, все российские производители используют только холоднокатаную сталь, что в дальнейшем сказывается на безопасности применения стеллажей, горячекатаная сталь, применяемая компанией «Недкон» даёт возможность увеличить механические свойства и прочностные характеристики конструкции.

Особенно важно, на мой взгляд, выделить качество и сроки монтажа. Наблюдая за работой монтажников, мне стала понятна вся значимость словосочетания “европейский подход”. Нам была предоставлена многочисленная бригада компании, имеющая все необходимые лицензии (на управление техникой, проведение высотных работ) и обеспечивающая рекордные сроки монтажа (5000 паллетомест в неделю). Монтаж начался и закончился точно в срок. Компания проводит регулярное инспектирование действующего склада с возможным продлением гарантийного срока.

Ну и последним аргументом подтвердившим правильность нашего выбора является огромный референс объектов компании “Недкон” по всему миру: P&G, Coca-Cola, Mercedes-Benz, Opel, Philips, Motorola, Canon, IKEA и т.д.).
После всех перечисленных аргументов становится понятно, почему мы остановили свой выбор именно на этом партнере. А всем компаниям, начинающим или планирующем работать на рынке оказания услуг складского хранения, наши будущим коллегам-конкурентам, при выборе стеллажных конструкций, основываясь на нашем опыте, рекомендую обратить пристальное внимание на следующие позиции: проектирование ( расчет согласно соответствующим нормам и требованиям), производство ( какое используется: оборудование, сырье,), монтаж (сроки и качество), персонал(квалификация инженеров, менеджеров, монтажников), уровень сервиса, опыт и референс компании.

Вторым вопросом, вставшим перед нами во время строительства первой очереди ТСК «СЕВЕРТРАНС», был вопрос выбора складской техники.

На рынке России сейчас представлено большое количество марок складской техники. Исходя из того, что наши предполагаемые затраты складывались из двух составляющих - затрат на техническое обслуживание и затрат на ремонт из-за поломок и аварий, мы разделили все предложения на 2 группы. К первой отнесли технику со сравнительно невысокой ценой, но высокой стоимостью сервиса (YALE, BT, ATLET). Ко второй группе - дорогую технику, имеющую сравнительно невысокую стоимость сервиса (JUNGHEIDRICH, LINDE).

Техника первой группы имела высокие показатели по стоимости технического обслуживания, поскольку в ней использовались устаревшие инженерные решения. Для ричтраков - громоздкие конструкции мачты, обслуживаемые направляющие для перемещения мачты, механическое рулевое управление, низкая эргономика, недорогие компоненты гидравлики;для транспортировщиков - использование одного цилиндра подъема, вместо двух, как у техники LINDE, дешевая сталь приводящая к проблеме постоянно гнущихся опорных лап. Кроме того, при производстве техники данной группы производителями активно используется пластик вместо стали, что значительно увеличивает возможные косвенные затраты, так при столкновениях пластик разбивается что ведет к повреждению узлов и блоков.

Техника второй группы отличается лучшими характеристиками производительности и эргономики, намного меньшими затратами на техническое обслуживание.
Так например ричтрак LINDE R16HD номинальной грузоподъемностью 1.6 тонны паллету весом 1000 кг. поднимает до 10, 000 мм. Тогда как другим производителям для данной задачи необходим ричтрак с номинальной грузоподъемностью 2.0 тонны.

Явными лидером во второй группе является техника LINDE, поскольку благодаря своим инженерным решениям она имеет больший ресурс прочности и самые низкие затраты на техническое обслуживание благодаря использованию надежных компонентов.

Как показывает практика, около 80% затрат на сервис складской техники связано с поломками и ремонтами из-за аварий. Конструкция и технические решения техники LINDE реализованы таким образом, чтобы минимизировать возможности аварий. Удобное размещение основных узлов и механизмов позволяет осуществлять доступ к ним с наименьшими потерями во времени, что значительно уменьшает стоимость cервисного обслуживания.

Таким образом, основными критериями, определяющими выбор покупателем постащика складской техники являются: производительность, качество,сервис,и цена
Определившись со стеллажными конструкциями и складской техникой мы подошли к необходимости принятия решения по крайне важному вопросу – как мы будем управлять технологическим процессом на нашем складе?

Сегодня отечественный рынок программных продуктов предлагает довольно много систем логистического управления складским бизнесом (Warehouse Management System - WMS). В ходе выбора системы управления складом нам пришлось посетить немало выставок. На московской выставке "Склад. Транспорт. Логистика" мы насчитали более 20 таких систем в виде коробочных решений и модулей-приложений к известным программным продуктам. Каждая из софт-компаний, представлявших системы WMS, убедительно доказывала, что ее система самая лучшая по соотношению цены и качества, удобствам и срокам внедрения, оказываемой при этом технической и организационной поддержке со стороны компании.

Ниже я постараюсь объяснить какими критериями и показателями мы руководствовались при выборе системы WMS.
В настоящее время диапазон решений для автоматизации складской деятельности достаточно широк: от самописных программ и складских модулей ERP-систем до решений класса WMS. Сразу отметим, что сравнивать достоинства и недостатки складских модулей ERP-систем и систем класса WMS можно по разным параметрам, но такое сравнение было бы некорректным. Складской модуль ERP-системы постфактум учитывает транзакции, происходящие на складе, выполняя, таким образом, функции учета. При этом информация о перемещении товара вносится в систему вручную. Система класса WMS же в режиме реального времени отслеживает фактический прием товара и на основе принятых правил осуществляет размещение товара, иными словами – реализует функцию управления. Именно поэтому сравнивать эти две системы было бы неправильно, поскольку они взаимно дополняют друг друга.

Не всякая система действительно реализует процесс управления складской деятельностью. Наш совет - никогда не следует изучать функционал системы поверхностно. Существует мнение, что WMS-поставщики в основном предлагают решения, схожие по своим возможностям. В рекламных материалах многих компаний зачастую написано одно и тоже. На словах все системы обеспечивают интеллектуальный процесс приемки, размещения, комплектации, отгрузки и инвентаризации склада. Но с каким объемом заказов справится система? Что имеется ввиду, когда говорится, что система оптимизирует процесс размещения? Очень часто на деле оказывается, что основное звено системы, автоматизирующей процесс размещения – это человек, который на основании учетных данных сам осуществляет планирование, а свои решения затем вводит систему, которая и передает задания на радиотерминалы погрузочной техники и персонала.

Приступая к выбору системы, необходимо не только иметь четкое понимание процессов, которые будут происходить на Вашем складе, но и ясно определить основные параметры бизнеса на ближайшую перспективу. От целей компании и следует отталкиваться при выборе системы управления складом. Основным условием успешной деятельности компаний, занимающихся 3PL- логистикой является обеспечение высокой стоимости прохождения грузов по логистической цепи и минимизация издержек, связанных с обработкой грузов. Возможность автоматизации работы с товарами нескольких владельцев, внутрискладские и межскладские трансферты, квотирование складских операций, работа с транзитными грузами, сертификатами, ASN (Advanced Shipping Notice), сборка комплектов и изделий, упаковка и переупаковка – вот наиболее важные для нас моменты.

Существует мнение, что западные поставщики систем управления складом сильнее и предлагают решения с наибольшей функциональностью, поскольку они существуют давно, а, значит, обладают серьезной экспертизой. Действительно, опыт и экспертиза потенциального поставщика играют одну из главных ролей - не буду опровергать это. Однако многие западные системы к российским реалиям абсолютно не подходят и для того, чтобы внедрить их придется создать новые разработки на базе существующих модулей, что отнюдь недешево. Такие доработки без сомнения потребовались бы и в нашем случае, когда перед нами стояла задача работы с акцизами, сертификатами, автоматизация таможенных операций и др. В действительности, как показывает опыт, большинство западных систем отказываются понимать российскую специфику бизнеса.

В нашем случае было принято решение, что приобретение системы управления складом только ради бренда компании-поставщика – не наш метод. Для нас важно было, чтобы система максимально была адаптирована под потребности нашего бизнеса, его специфику, важна была гибкость и настраиваемость системы, а наличие у поставщика большого количества проектов лишь дополнительный гарант надежности и эффективности возврата вложенных инвестиций. Немного поставщиков предлагали на российском рынке адаптируемые решения. Например, у компании «СОЛВО» - лидера по количеству завершенных внедрений на территории России – такое решение есть. Именно система управления складом Solvo.WMS в настоящее время автоматизирует работу складов более 50 компаний, в числе которых и наша.

При принятии решения необходимо внимательно проработать следующие вопросы: Какова гибкость системы, учитывая стремление Вашей компании к дальнейшему развитию? Будет ли в случае изменения бизнеса WMS-система продолжать поддерживать Ваши складские операции? Насколько легким будет этот переход? Будет ли, например, успешно реализована задача использования RFID-технологий, если это потребуется в дальнейшем?

Задумываясь о будущем развитии нашего склада мы задали поставщику WMS вопрос о возможности изменения бизнес-процессов в будущем, сроках и стоимости таких работ. Это позволило нам получить полное представление о гибкости системы и ее потенциале.

Немаловажным фактором в деле выбора системы управление складом для нас явились знания WMS-поставщиком специфики 3PL -складов. У «СОЛВО» был большой опыт в решении задач автоматизации управления коммерческими складами.
Выбирая систему управления складом, мы не просто обращали внимание на функциональность WMS, но оценивали также возможность системы к интеграции с нашей корпоративной системой собственной разработки, а также и другими использующимися в компании приложениями. Наш поставщик WMS был готов к трудностям, связанным с созданием интеграционного шлюза.

Немаловажным фактором для нас был и вопрос цены. Перед покупкой WMS-системы мы четко определили в какой ценовой категории должна находиться система управления нашим складом. В России стоимость проектов по автоматизации складов значительно ниже чем на Западе, но ценовой диапазон довольно широк. Безусловно, нас также волновал вопрос о том, с какими затратами мы столкнемся после установки системы. Известно, что целый ряд компаний-поставщиков извлекает основную массу доходов уже после первоначальной продажи, особенно это касается западных систем. Приобретение базовой версии WMS-системы может показаться более выгодным по цене. Однако чтобы достигнуть конечной цели проекта автоматизации управления складом и наилучшей адаптации ее под Ваши потребности, в системе необходимо реализовать дополнительные изменения. Такие изменения, безусловно, связаны с дополнительными затратами. Если закуплена западная система управления складом нужно быть готовыми к тому, что затраты на адаптацию увеличатся в гораздо большем объеме, по сравнению с предложениями российских поставщиков, ведь стоимость услуг западных специалистов достаточно высока. Поэтому, принимая решение о выборе системы управления складом, мы тщательно изучили политику потенциального поставщика и четко знаем, какие затраты ждут нас в дальнейшем.

Но я бы не рекомендовал в процессе выбора системы управления складом руководствоваться только ценой – нужно взвесить все очень хорошо.

Логистика является важнейшим направлением деятельности Группы компаний «Севертранс» и ее дальнейшего развития. В наших планах стоят задачи постройки трех дополнительных складских площадей. Мы благодарим наших партнеров и надеемся на сотрудничество с ними в дальнейшем.

Источник: Журнал «Логистика и управление цепями поставок»
Автор: Ермилов Андрей Владимирович

К списку новостей