Санкт-Петербург

Особенности внедрения систем управления складом для коммерческих (3PL) складов

25 октября 2006

Транспортный логистический посредник должен обеспечить доставку груза из пункта отправки в нужное место, в оговоренные сроки, целым и невредимым и с оптимальными затратами. При этом формирование эффективных логистических систем связано с использованием партнеров и контрагентов в логистике.

Клиенты, партнеры и контрагенты образуют так называемые «три стороны» в логистике фирмы: поставщики материальных ресурсов и готовой продукции -1-я сторона; потребители готовой продукции - 2-я сторона и логистические посредники - 3-я сторона. В международной практике логистического менеджмента появился специальный термин Third Party Logistics (3PL) – «третья сторона в логистике» - логистический посредник. Однако, для того, чтобы посредник превратился в настоящего партнера торговой или промышленной компании он обязан предоставлять логистические услуги на современном уровне и с высоким качеством.

Необходимость повышения конкурентоспособности бизнеса заставляет современные компании предъявлять серьезные требования к уровню логистического сервиса. Основным условием успешной деятельности компаний, занимающихся коммерческой логистикой – транспортировкой, временным хранением, предоставлением услуг складирования – является обеспечение высокой скорости прохождения грузов по логистической цепи и минимизация издержек, связанных с обработкой грузов. В связи с вышеизложенным, на первое место встает вопрос о необходимости модернизации логистических технологий.

Известно, что мировой рынок программного обеспечения и услуг управления логистикой включает в себя сегменты управления складами, транспортировкой и управления процессами цепочки поставок. Первый из сегментов является наиболее зрелым, поскольку складская логистика играет роль ключевого звена в управлении запасами и движении товаров. Ни для кого не секрет, что эффективность работы 3PL- компаний сегодня можно значительно повысить благодаря внедрению системы управления складом WMS (Warehouse Management System).

Системы класса WMS призваны автоматизировать функции оперативного управления складом. Они непосредственно формирует задания, управляют складским персоналом и техникой в автоматическом режиме, оставляя за менеджерами склада функции наблюдения за ходом технологического процесса и разрешения проблемных ситуаций. Основанные на принципах работы с грузами, данные системы позволяют обеспечить полный контроль за товарными запасами на всех стадиях технологического цикла как внутри склада, так и после отгрузки грузов со склада. Система управления складом также помогают проводить хранение с учетом особенностей грузов и требований к хранению, значительное внимание уделяется входному контролю товара, его качеству, транспортной логистике.

Система управления складом Solvo.WMS позволяет оптимизировать использование ресурсов склада – техники, персонала, мест хранения – и содержит отлаженный механизм контроля и отчетности. Возможность виртуального разбиения склада на множество складов для клиентов, доступ клиентов к информации об обработке грузов в режиме on-line , универсальный шлюз взаимодействия с различными головными системамипомогают наладить эффективную работу коммерческого склада.

Система позволяет заносить и извлекать информацию по поступившим на склад, хранящемся на нем или отгруженным товарам. Интерфейс позволяет просматривать местоположение товара на складской схеме (топологии) или производить его поиск по параметрам. Помимо сведений о товарах, система содержит информацию о складской технике, персонале, зонах и проходах склада, набор правил и другие данные. Все это используется для управления работами на складе и позволяет сделать процесс хранения эффективным и контролируемым.

Помимо присущих WMS-системам функций, решение для коммерческих (3PL) складов отличают следующие особенности:

  • возможность работы с товарами нескольких владельцев;
  • внутрискладские и межскладские трансферы; 
  • тарификация операций и операционный учет; 
  • квотирование складских площадей; 
  • работа с транзитными грузами; 
  • работа с сертификатами и ASN (Advanced Shipping Notice).

Система управления 3PL складом должна обеспечивать оперативную и качественную сборку комплектов и изделий, упаковку и переупаковку, пакетную обработку и отгрузку заказов.

Благодаря системе класса WMS 3PL-компания может предоставить клиенту точную информацию о том, где находится та или иная заказанная им товарная единица в данный момент. Возможность виртуального разбиения склада на множество складов для клиентов, универсальный шлюз взаимодействия с различными корпоративными системами и доступ клиентов к информации об обработке грузов в режиме on-line, помогают обеспечивать эффективную работу склада.
Одной из важнейших функций системы управления для коммерческих складов является возможность графического представления склада. Система содержит модуль, позволяющий визуально отображать на экране склад, зоны, проходы, местоположение персонала, техники и другую информацию в режиме реального времени. По запросу пользователь может не только получить достоверную информацию о том, какой товар в данный момент находится в той или иной ячейке, а также сведения о его количестве, статусе и т.д., но и самостоятельно редактировать топологию: создавать новую или изменять существующую.

Таким образом, благодаря реализации интерфейса топологии склада имеется возможность получать информацию о текущем состоянии складских ресурсов в режиме реального времени.
Принимая решение о необходимости внедрения WMS, любая компания, имеющая коммерческий склад, сталкивается с вопросом о том, какой экономический эффект будет получен в результате внедрения.

В настоящее время можно встретить большое количество публикаций с общими принципами оценки экономической эффективности от инвестиций в приобретение WMS-систем. Известно, что некоторые западные фирмы предлагают провести быструю оценку возврата инвестиций для складов в зависимости от площади склада, количества товара, количества проводимых инвентаризаций, количества оформления заказов на погрузку и отгрузку и т.д. Вместе с тем, общие методы оценки возврата таких инвестиций, понятные и обоснованные для широкого круга компаний, отсутствуют. Очень часто западные поставщики аппелируют к тому, что они владеют методикой расчета показателей эффективности внедрения и ведут полную статистику своих внедрений, где эти показатели замеряются. Владеют ли подобной методикой российские компании? Безусловно, ответ положительный. Вот только для того, чтобы подтверждать успех своих проектов и анонсировать среднестатистические показатели эффективности внедрения системы, необходимо проделать ряд шагов.

Прежде всего, нужна статистика. Например, вам заявляют, что время сборки заказа уменьшилось на 20 %. Кто объяснит, откуда эти цифры? Немногие компании могут похвастаться тем, что ведут замер времени выполнения работниками определенных операций. Возможно после внедрения системы, но никак ни до… Такова уж наша российская действительность. Иными словами – «Доверяй, но проверяй». Если внедрение системы управления складом было завершено относительно недавно и система работает на полной нагрузке менее года, вряд ли сможете поверить, что за столь короткое время все показатели деятельности склада улучшились. Безусловно, нужна статистика и, желательно – в динамике.

Специалисты провели исследование, которое позволило сформулировать основные показатели эффективности работы системы для 3PL складов. Итак, обратимся к результатам исследования. Внедрение системы управления складом позволяет существенно улучшить обслуживание заказчиков прежде всего за счет исключения ситуаций отгрузки заказа в неполной комплектации и затрат на допоставку документов заказчику и возврат заказов, а также минимизировать затраты на списание просроченных товаров.

Что касается аспектов логистики, то внедрение системы управления складом позволяет упорядочить и оптимизировать технологические процессы работы с материальными потоками. Благодаря принципу адресного хранения до 99,9 % повышается точность данных о количестве и размещении товаров на складе, обеспечивается полный контроль над товародвижением. За счет учета оборачиваемости и настройки правил отбора с учетом частоты обращений к тому или иному товару повышается производительность склада, т.е. ускоряется и увеличивается товарооборот. Благодаря использованию правильных стратегий размещения грузов и процедуры уплотнения и использования ячеек с разной высотой оптимизируется использования складских площадей (вместимость увеличивается от 5 до 25 %).

Анализ показал, что система управления складом позволяет значительно повысить эффективность управления персоналом. В частности, сокращается время выполнения всех складских операций, в среднем на 20-30 % повышается производительность труда, пресекаются непредвиденные ситуации и выявляются их виновники. Это происходит благодаря использованию контроля с помощью штрих-кодирования. Количество ситуаций, когда персонал не может найти на складе товары, сводится практически к нулю. Обмен данными в режиме реального времени между корпоративной и складской системой обеспечивает отдел продаж точной информацией о складских запасах.

Система управления складом дает возможность снизить эксплуатационные расходы благодаря рациональному использованию погрузочной техники, оптимизации использования оборудования. А кроме того, снижаются затрата на транспортировку за счет экономии топлива и электроэнергии, уменьшения затрат на обслуживание и увеличение срока эксплуатации погрузочной техники.
В заключении хочется отметить, что основным преимуществом использования WMS-систем для управления 3PL-складом является безошибочная и максимально быстрая реализация необходимых складских операций. Преимущества, которые получает в результате тот или иной складской комплекс в результате внедрения WMS-системы, часто не одинаковы для различных складов и зависят от многих факторов, в том числе от задач деятельности конкретного складского объекта. Поэтому, эксперты рекомендуют, во-первых, прежде чем приступать к выбору системы управления складом и тем более внедрению – поставить перед WMS конкретные измеримые цели (при этом важно предварительно оценить текущее положение дел и далее вести статистику изменения показателей), необходимые для развития бизнеса. Во-вторых, потенциальный партнер-поставщик WMS должен обладать широтой мышления и быть готовым давать рекомендации по стратегическому развитию компании, по крайней мере, в сфере логистики. В третьих, опыт внедрения свидетельствует о том, что не существует систем одинаково хорошо работающих, например, как со штучным и тарным грузом, так и с мерным и весовым. Поэтому в настоящее время на первый план выходит возможность адаптации системы под работу конкретного заказчика. Такую ситуацию можно сравнить с покупкой дорогого костюма. Что лучше – купить готовый костюм или сшить его на заказ, с учетом индивидуальных особенностей – дело каждого. В заключении хочется отметить, что, приобретая сегодня WMS-решение, предприниматель делаете выбор на ближайшие 10-15 лет, и от того насколько он будет правильным – зависит успех компании на рынке.

Источник: журнал "Услуги и цены", 18/238, октябрь 2006, стр.40-42
Автор: Римма Трапулёнис, Руководитель отдела маркетинга Компания «СОЛВО»

К списку новостей