Логистическая инфраструктура бизнеса

25 Октября 2006

Статья "Логистическая инфраструктура бизнеса" посвящена созданию терминально-логистических комплексов

Отсутствие сети логистических центров сдерживает экспорт и импорт товаров, а также их оптимальное передвижение по территории России. Необходимость создания таких центров очевидна не только для логистических компаний и потребителей их услуг, но и для государства. Поэтому создание сети терминально-логистических комплексов (ТЛК) включено в транспортную стратегию России на период до 2020 года и подпрограмму «Экспорт транспортных услуг» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)».

Предполагается, что инициаторами таких проектов выступят частные компании. Это именно тот случай, когда интересы частного бизнеса могут служить для развития экономического потенциала страны, ее инвестиционной привлекательности.
Логистический центр обеспечивает весь спектр услуг по обслуживанию грузов, включая складирование, растаможивание, экспедиционные, страховые и юридические услуги, а также доставку грузов с минимальными временными и финансовыми затратами по оптимальному для каждого получателя маршруту, обеспечивая надежную охрану на всем пути следования. Для этого инфраструктура ТЛК должна включать центр управления перевозками, современные склады, таможенные терминалы на железнодорожном и автомобильном транспорте, перегрузочные комплексы в порту, стоянки автотранспорта, сортировочные станции, АЗС, мотели и кемпинги.

По существу ТЛК обеспечивает 3PL-сервис (англ. - Third Party Logistics). Это многопрофильный консультант, предлагающий и реализующий решения для управления цепочкой поставок. 3PL-провайдер («контрактный провайдер») отвечает за весь комплексный логистический сервис, переданный клиентом на аутсорсинг. Основой пакета 3PL-услуг выступают складирование, перевозки, экспедирование, документооборот и консультации по выбору перевозчиков. Непременный атрибут такой услуги - возможность предоставления информации о нахождении товара при движении в цепочке поставок, а также сведений об этапах проводимых логистических операций.

Использование услуги 3PL дает компании-потребителю следующие преимущества:
•Экономия времени. Можно сосредоточиться на профильной деятельности, переключить освобождающиеся ресурсы на основные бизнес-проекты;
•Разделение ответственности. Можно передать управление значимых блоков цепочки поставок внешним операторам, поддерживать их усилиями товарные остатки и уровень исполнения заказов;
•Быстрая и адекватная настройка каналов дистрибуции. Позволяет мгновенно реагировать на изменения конкурентного окружения, оперативно изменять логистику вслед за изменениями потребительских предпочтений;
•Передача вспомогательного сервиса профессионалам. Можно использовать опыт, специализацию и ресурсы прямых участников цепочки поставок, применять их ноу-хау и специфические технологии.

Являясь отдельным конкурентоспособным бизнесом, логистический центр при интеграции с другими центрами или их сетью создает предпосылки для эффективного развития бизнеса региона, отрасли и страны в целом. Качественные логистические услуги и организация эффективных цепочек поставок необходимо для развития европейских стандартов бизнеса в России. Однако пока у нас нет или почти нет компаний, предоставляющих полный набор 3PL услуг. Это объясняется как сложностью самого бизнеса, так и недостаточной развитостью сети логистических центров.
Выполнение логистических функций в таком колоссальном объеме и интенсивности невозможно без должного уровня автоматизации. В ТЛК можно выделить две группы информационных систем: первая должна обеспечивать эффективное функционирование в сети логистических центров, а вторая - функционирование самого логистического центра. Причем информационные системы должны поддерживать необходимый уровень интеграции, позволяющий получать все необходимые данные об информационных потоках, сопровождающих товародвижение.

Первая группа информационных систем - SCM (Supply Chain Management) – охватывает все вопросы, возникающие при построении цепочек поставок и прохождении товара. Особо следует выделить системы, позволяющие оптимизировать транспортные операции и определять местонахождение звеньев цепочки поставок. Они получили название TMS (Transport Management System).

В Америке, например, в общих затратах цепочки поставок затраты на транспортные расходы составляют 39%. При внедрении TMS транспортные расходы сокращаются на 10%-40%. Основными задачами таких систем являются управление поставщиками транспортных услуг (систематизация, управление тарифами и ограничениями на перевозки), планирование маршрутов, обработка грузовых документов, предоставление аналитической и графической информации. TMS позволяет отслеживать движение транспорта, получая данные от GPS или с других систем, например, по сотовой связи. При этом фиксируются остановки, скорость движения транспорта, отклонения от маршрута.

По мере продвижения транспорта по маршруту система отображает прогноз по выполнению графика, выдает рекомендации о том, что можно сделать, чтобы прибыть вовремя (например, пропустить, если возможно, одного клиента, но успеть к остальным). Система может предупреждать клиента о доставке ему грузов за заданное до прибытия машины время с помощью e-mail или sms. При этом TMS решения поддерживают несколько вариантов установки:
- стандартный - продукт ставится клиенту и обслуживается клиентом;
- хостинг - поставщик предоставляет услуги по обслуживанию решения и каждый клиент имеет свое информационное пространство;
- «по необходимости» - поставщик предоставляет услугу, все клиенты находятся в одном информационном пространстве и могут пользоваться информацией друг друга.

Внедрение полномасштабной TMS требует не только отлаженной работы всей сети логистических центров, но и соответствующего уровня технического обеспечения, что на данный момент является одним из основных сдерживающих факторов в России.

Ко второй группе информационных систем относятся решения, обеспечивающие эффективную работу склада и управление объектами его инфраструктуры. Это решения класса WMS (Warehouse Management System), обеспечивающие оперативное управление складом, и Yard Management, под которым понимаются системы управления доками и транспортом на территории склада.

В последнее время появилось много публикаций в прессе о решениях класса WMS, объясняющих необходимость их применения на складах готовой продукции на производстве либо в распределительных центрах торгово-производственных компаний. Однако если говорить о 3PL складах, то здесь есть своя специфика. Она проявляется главным образом в том, что на складе единовременно хранится товар нескольких владельцев, что требует специфических способов хранения и обработки. Работа с товаров регламентируется договорами, в которых указывается, какие услуги будут предоставляться клиенту 3PL склада, как они будут тарифицироваться и оплачиваться. Помимо оперативного управления складскими операциями, WMS система на таких складах должна обеспечивать сбор и обработку всех предоставленных тарифицируемых операций. С предоставлением последующего расчета и сравнения по каждому клиенту (выполненные операции и операции, оговоренные в договоре и оплаченные), что необходимо для анализа прибыльности каждого клиента и эффективности работы коммерческого склада.

Для синхронизации работы склада и внешних систем интересен класс решений по управлению доками и транспортом на территории склада (так называемый, Yard Management). Такие системы являются связующим звеном между информационными системами первой и второй группы. Основные задачи Yard Management - оптимизация расписания прихода/ухода транспорта (балансировка ресурсов, учет ограничений доков, учет объема загрузки) и управление расположением транспортом во внутреннем дворе. Немаловажная задача - синхронизация работы склада по приему и отгрузки товара с графиками прихода транспорта путем заблаговременного сбора заказа к нужному доку, резервирование дока, направление к нему необходимого транспорта.

Грамотное внедрение технологий позволяет объединить информационные потоки, сопровождающие товародвижение, в единое информационное пространство и сделать его более эффективным.

Источник: журнал Top-manager 11/2006, стр.92-94
Автор: Елена Гребенщикова, Директор ООО "СОЛВО"

К списку новостей