Размещение товаров на складе: игра в ассоциации

20 Марта 2008

В журнале "Склад и техника" опубликована статья "Размещение товаров на складе: игра в ассоциации"

В розничной торговле при размещении товаров в магазинах широко используется понятие групп ассоциативных товаров. Как правило, ассоциативные группы состоят из основного и сопутствующих товаров. Ассоциативные товары размещаются в торговых залах рядом, чтобы побудить покупателя основного товара к покупке также и сопутствующих товаров.

Несмотря на то, что использование ассоциативных товаров в розничной торговле нацелено на увеличение продаж, а не на сокращение перемещений покупателей по торговому залу, существует мнение, что данную схему можно применять в складской логистике и размещать ассоциативные товары рядом для уменьшения времени сборки заказов на отгрузку. В данной статье рассматривается целесообразность использования этого подхода на складе.

Для выявления ассоциативных товаров можно просмотреть статистику отгрузок и определить, какие товары чаще всего встречаются вместе в одних заказах. В результате такого анализа образуются пары или группы ассоциативных товаров, которые можно разделить на несколько типов.

К первому типу относятся товары, которые могут быть не связаны друг с другом, но которые часто отгружаются вместе из-за своей высокой уходимости. Например, это могут быть книги-бестселлеры. Выделить из этого множества именно ассоциативные товары достаточно сложно. Но в этом и нет большой надобности, так как для высокоуходимых товаров на складе обычно выделяют специальные зоны с удобным доступом (находящиеся ближе к началу проезда, на нижних ярусах стеллажей и т.д.). Поэтому ассоциативные товары данного типа и так будут храниться в хорошо доступной зоне, недалеко друг от друга.

Ко второму типу относятся группы ассоциативных товаров, в которых присутствуют основные товары высокой уходимости (класс A) и сопутствующие товары более низкой уходимости (классы B, C). Например, скобы для степлера и степлеры. Если сопутствующие товары размещать рядом с основными, то они будут вытеснять другие товары класса A в менее выгодные для размещения зоны. Но поскольку обращений к товарам высокой уходимости больше, эффективность работы склада будет падать.

Можно, конечно, ограничить размеры зоны хранения сопутствующих товаров. Но тогда эту зону придется периодически пополнять (чем меньше зона, тем чаще потребуется пополнение), что в свою очередь увеличит совокупные затраты на выполнение внутрискладских операций. Размещение ассоциативных товаров высокой уходимости в зоне хранения менее уходимых товаров также приведет к потерям. Поэтому размещать рядом ассоциативные товары разной уходимости нецелесообразно.

Рассмотрим третий тип ассоциативных товаров, к которому относятся товары одинаково невысокой уходимости. На первый взгляд, совместное размещение товаров данного типа могло бы принести пользу. Однако, такие товары могут иметь сильно отличающиеся объемно-весовые характеристики (ОВХ).

Например, кабель-каналы и крепления к ним. В этом случае они, скорее всего, будут храниться на стеллажах разных типов, обрабатываться различными типами складской техники. Отбирать такие товары и перемещать их вместе к месту сборки заказа достаточно проблематично. Соответственно, размещать такие товары рядом не только неэффективно, но порой и невозможно.

Получается, что для того, чтобы достичь сколько-нибудь положительного эффекта от размещения на складе ассоциативных товаров в непосредственной близости друг от друга, необходимо выполнение минимум двух условий: 1) чтобы ассоциативные товары были одинаково невысокой уходимости; 2) чтобы они обладали схожими ОВХ. Процент ассоциативных товаров, удовлетворяющих данным условиям, будет невысок. Кроме того, в заказах присутствуют еще и другие товарные позиции, не входящие в ассоциативные группы. Для отбора таких позиций комплектовщику придется перемещаться в различные зоны склада и путь, пройденный им при сборке одного заказа, так же как и время отбора в среднем будут всегда одинаковыми.

Отсюда можно сделать вывод, что использование механизма ассоциативных товаров при размещении грузов на складе не дает ощутимого увеличения производительности или реального сокращения затрат на отбор товаров в заказы. Наличие ассоциативного размещения в составе некоторых систем управления складскими комплексами является, скорее, маркетинговым ходом, увеличивающих стоимость таких систем, чем действительно полезным функционалом.

Источник: Журнал «Склад и техника», №1
Автор: Максим Максимов

К списку новостей