Системы автоматизации контейнерных терминалов морских портов России и Украины

23 Марта 2009

В журнале Deliver (№ 10 март 2009) вышла статья "Системы автоматизации контейнерных терминалов морских портов России и Украины".

В настоящем обзоре рассматриваются системы автоматизации контейнерных терминалов, используемые негосударственными стивидорными компаниями морских портов России и Украины с годовым грузооборотом контейнеров свыше 100 тыс. TEU по итогам 2008 года.

Список таких стивидорных компаний с указанием их грузооборота приведен в Таблице 1. Порог грузооборота выбран исходя из экспертной оценки эффективности внедрения информационных систем оперативного управления на морских контейнерных терминалах.

Таблица 1. Грузооборот контейнеров крупнейших стивидорных компаний России и Украины

Название компанииГородГрузооборот, тыс. TEU
2007 год2008 год
ЗАО «Первый контейнерный терминал»Санкт-Петербург9591072
ЧП «Укртрансконтейнер »Ильичевск456540
ДП «ГПК-Украина »Одесса523537
ОАО «Петролеспорт »Санкт-Петербург368532
ООО «Восточная стивидорная компания »Находка371401
ОАО «Новороссийский МТП »Новороссийск261381
ООО «Владивостокский контейнерный терминал»Владивосток200242
ООО «Моби Дик »Кронштадт222219
ОАО «Новорослесэкспорт »Новороссийск90182
ОАО «Новороссийское УТЭП »Новороссийск141125
ОАО «Калининградский МТП »Калининград157113

Можно выделить два основных класса систем автоматизации контейнерных терминалов: системы документооборота и системы оперативного управления. Существует еще один класс систем автоматизации контейнерных терминалов. В него входят различные специализированные системы, такие как охранные системы, системы распознавания номеров контейнеров, автомобилей и железнодорожных платформ и прочие. В настоящем обзоре системы такого рода не рассматриваются.

Первый класс систем предназначен для регистрации и учета документов на контейнерном терминале. Как правило, такие системы охватывают весь документооборот контейнерного терминала за исключением бухгалтерского учета, для которого используется специализированное программное обеспечение. Некоторые системы документооборота имеют возможность подключения радиотерминалов (мобильных компьютеров с функцией беспроводной передачи данных) для регистрации перемещения контейнеров на площадке.

Системы оперативного управления представляют более сложный класс систем. Именно использование системы оперативного управления позволяет контейнерному терминалу значительно снизить свои эксплуатационные затраты. Эти системы предназначены для управления персоналом и техникой на контейнерном терминале в реальном времени с целью повышения эффективности обработки контейнеров. В отличие от системы документооборота, где работы выполняются по инициативе человека, система оперативного управления самостоятельно формирует и выдает задания персоналу на выполнение тех или иных видов работ (как правило, на радиотерминалы) и контролирует их выполнение.

Системы автоматизации оперативного управления и документооборота перечисленных выше контейнерных терминалов приведены в Таблице 2.

Таблица 2.Системы автоматизации контейнерных терминалов

Название компанииСистема оперативного управленияСистема грузооборота
ЗАО «Первый контейнерный терминал»Solvo.CTMSКонтерра
ЧП «Укртрансконтейнер»Solvo.CTMSКонтерра
ДП «ГПК-Украина»нетсобственная разработка
ОАО «Петролеспорт»CosmosCosmos
ЗАО «Восточная стивидорная компания»Solvo.CTMSСобственная разработка
ОАО «Новороссийский МТП»Solvo.CTMSSolvo.DMS
ООО «Владивостокский контейнерный терминал»нетСобственная разработка
ООО «Моби Дик»нетCargoPrime
ОАО «Новорослесэкспорт»Solvo.CTMSSolvo.DMS
ОАО «Новороссийское УТЭП»нетКонтерра
ОАО «Калининградский МТП»нетCargoPrime

Cистемы собственной разработки

Так называемые «самописные» системы обычно разрабатываются под нужды конкретного терминала силами отдела информационных технологий самого порта или контейнерного терминала. Многие из них создавались, когда на рынке еще не было качественных коммерческих систем. Следует отметить, что системы собственной разработки охватывают только сферу документооборота и не затрагивают оперативное управление из-за высокой сложности реализации такого функционала и несоответствия системы архитектуре реального времени. Несмотря на возможные сложности с поддержкой и масштабированием самописной системы, некоторым таким системам удается обрести самостоятельность и выйти на рынок в качестве коммерческих систем.

Контерра

Система документооборота «Контерра» разработана российской компанией «Ролис» образованной в 2004 году в составе группы компаний под управлением Национальной контейнерной компании (НКК) на базе информационных служб ЗАО «Первый контейнерный терминал» (ПКТ) и ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». Система «Контерра» фактически является корпоративным решением для всех контейнерных терминалов НКК. «Контерра» как раз является примером самописной системы, которой удалось выйти за пределы своего контейнерного терминала.

Solvo

Российская компания «СОЛВО» основанная в 1995 году, известна больше, как лидер рынка автоматизированных систем управления складскими комплексами с решением Solvo.WMS (Warehouse Management System). Однако в арсенале этой компании есть также системы автоматизации контейнерных терминалов: документооборота Solvo.DMS и оперативного управления Solvo.CTMS. Первый проект по внедрению Solvo.CTMS был выполнен на ПКТ в 2001 году. География данного решения не ограничена территорией России. Система Solvo.CTMS сейчас также эксплуатируется на Украине в Ильичевском МТП и в Эстонии на контейнерном терминале Muuga. Система документооборота Solvo.DMS более молодая. Ее первое внедрение состоялось в 2006 году на контейнерном терминале «Новорослесэкспорт». Наличие сразу двух систем автоматизации контейнерного терминала одного поставщика является конкурентным преимуществом компании «СОЛВО». Сейчас «СОЛВО» ведет еще ряд проектов по внедрению Solvo.DMS и Solvo.CTMS на действующих и строящихся контейнерных терминалах в России и на Украине.

CargoPrime

Еще одна российская разработка – система документооборота СargoPrime: Контейнерный терминал реализованная на базе «1С:Предприятие 8.0» компанией «Диалог ИТ» Первая версия системы была внедрена в ноябре 2003 года на контейнерном терминале «Моби Дик» в Кронштадте, что было обусловлено выходом новой версии системы «1С:Предприятие 8.0». Следующий проект по автоматизации контейнерного терминала Калининградского морского торгового порта (КМТП) был завершен в январе 2007 года, где система CargoPrime пришла на смену устаревшей системе документооборота собственной разработки КМТП. В планах проекта стоит разработка модулей подсистемы управления прочими грузопотоками, нормирования рабочего времени, управления оборудованием и оптимизации расстановок контейнеров и грузов на терминале, а также подключение радиооборудования.

Cosmos

Система Cosmos имеет единственное внедрение в России на контейнерном терминале ОАО «Петролеспорт» в Санкт-Петербурге. Договор между бельгийской компанией Cosmos N.V. и «Петролеспортом» был подписан в ноябре 2003 года. Управление проектом по развертыванию системы проводила аудиторско-консалтинговая группа «Прайм Эдвайс» которая сдала проект в эксплуатацию в июне 2004 года. На момент окончания проекта в «Петролеспорту» было установлено три из десяти модулей системы: модуль документооборота (CTCS), модуль управления площадкой (SPACE) и модуль управления перегрузочной техникой (TRAFIC). В рамках развития проекта планировалось развертывание модуля управления операциями на причале (SHIPS), но о результатах его внедрения на сегодняшний день информации нет.

Выводы и прогнозы
Поскольку НКК владеет существенной долей крупнейших контейнерных терминалов России и Украины, «Контерра» автоматически занимает большую часть рынка систем документооборота контейнерных терминалов (27%). Другие две российские коммерческие системы Solvo и CargoPrime занимают по 18% рынка, оставляя позади бельгийскую Cosmos и самописные системы (которые суммарно составляют 27%). Распределение рынка систем документооборота контейнерных терминалов представлено на Диаграмме 1.

С ростом количества контейнерных терминалов и, соответственно, увеличением емкости рынка информационных систем соотношение доли «Контерры» к остальным поставщикам решений, по всей вероятности, будет пропорционально доле НКК на рынке контейнерных терминалов. Это объясняется тем, что НКК, по описанным выше причинам, будет автоматизировать документооборот своих контейнерных терминалов с помощью «Контерры». В то же время маловероятно, что другие контейнерные терминалы установят у себя эту систему, разработанную, по сути, конкурирующей компанией. Поэтому они будут выбирать для автоматизации альтернативных поставщиков решений.

Диаграмма 1. Доли рынка систем документооборота контейнерных терминалов
351-1.jpg

Если системы документооборота уже установлены на всех крупных контейнерных терминалах, то в сегменте систем оперативного управления остается еще много свободного места. При этом конкуренция здесь значительно ниже, так как чтобы занять эту свободную нишу нужно иметь надежное проверенное решение, которому потенциальные заказчики будут доверять. А создать такое решение без реального проекта практически невозможно. Получается замкнутый круг.
На текущий момент на российском и украинском рынках присутствуют всего две компании, имеющие завершенные проекты в данной области: «СОЛВО» и Cosmos, которые занимают 45% и 10% от общего количества контейнерных терминалов соответственно. Если рассматривать доли этих компаний только по выполненным проектам, то «СОЛВО» занимает более 80% рынка систем оперативного управления контейнерными терминалами и практически не предоставляет альтернатив в выборе поставщика системы оперативного управления контейнерным терминалом. Распределение рынка систем данного класса представлено на Диаграмме 2.

Диаграмма 2. Доли рынка систем оперативного управления контейнерными терминалами
351-2.jpg

Сложившаяся картина напоминает ситуацию 2005 года на рынке систем управления складскими комплексами, когда каждый выполненный проект давал поставщику решения примерно десятую долю рынка. Компания «СОЛВО» тогда занимала около 50% рынка складских систем автоматизации (исследование доступно на сайте информационно-аналитического агентства SeaNews ). Сейчас ситуация изменилась в связи с приходом на российский рынок крупных западных поставщиков, а также появлением множества новых российских решений. Но это было обусловлено, в первую очередь, ростом рынка складской недвижимости.
Можно предположить, что рынок систем автоматизации морских контейнерных терминалов ожидает подобный сценарий развития. Однако в силу своей специфики и необходимого объема инвестиций морские контейнерные терминалы не могут развиваться с такой же скоростью, как складские комплексы. Безусловно, в ближайшем будущем картина изменится после ввода в действие строящихся контейнерных терминалов (УЛКТ, «Трансинвестсервис»), модернизации некоторых портов (НМРП), а также наращивания мощностей уже эксплуатируемых контейнерных терминалов (Порт Выборгский, «Бруклин-Киев», «Металзюкрайн»), если такому развитию не будет препятствовать нынешняя экономическая ситуация. Но в любом случае ожидать их бурного роста не приходится.
С другой стороны уже некоторые схожие тенденции на рынке систем автоматизации контейнерных терминалов наметились. На рынок активно пытаются выйти западные компании со своими системами. Однако перед ними стоят препятствия в необходимости локализации решений и отсутствия опытных команд для их внедрения. Некоторые российские компании заявили о выпуске новых продуктов для контейнерных терминалов. Но поскольку эти решения еще нигде не установлены, весьма вероятно, что первые проекты (если они состоятся) будут сопряжены со значительными трудностями, свойственными новым программным продуктам. Интересно также рассмотреть системы автоматизации на рынке сухих контейнерных терминалов, который в настоящее время только формируется. Но это уже тема отдельного исследования.

http://www.deliverjournal.com/journal/new/section.php?ELEMENT_ID=591

Автор: Максим Максимов, начальник отдела аналитики и консалтинга компании "СОЛВО"

К списку новостей