Интеллектуальная система управления очередью водителей контейнерного терминала

18 Апреля 2014
Новый функционал системы управления SOLVO.TOS успешно внедрен на КТСП

Электронная очередь.jpgС марта 2014 года на Контейнерном Терминале Санкт-Петербург (КТСП) введен новый порядок регистрации прибытия водителей внешнего грузового транспорта на терминал, получивший название «Электронная очередь водителей» в сервис-центре. Проект по внедрению электронной очереди водителей был успешно реализован КТСП совместно с компанией «СОЛВО», ведущим российским разработчиком программного обеспечения для автоматизации логистических процессов и системным интегратором. «СОЛВО» выполнила данный проект под ключ – кроме разработки программной части компания осуществила поставку и монтаж всего необходимого оборудования.

Почему тайм-слотирования уже не достаточно
С момента запуска в эксплуатацию Контейнерного Терминала Санкт-Петербург в конце 2010 года всеми логистическими процессами на терминале управляет комплексная информационная система SOLVO.TOS. Одним из модулей этой системы является подсистема тайм-слотирования SOLVO.VBS (Vehicle Booking System), которая позволяет равномерно распределить нагрузку на автомобильном грузовом фронте, а также существенно сократить очереди автотранспорта при въезде на контейнерный терминал. Это происходит за счет использования так называемых «временны́х окон» или «тайм-слотов» – интервалов времени, для которых устанавливается ограничение по количеству обрабатываемых автомобилей. Экспедитор, подавая заявку на визит через web-портал системы SOLVO.TOS, сразу выбирает доступный и наиболее удобный тайм-слот. Подобная практика применяется практически на всех современных контейнерных терминалах.

Подсистема тайм-слотирования действительно эффективно показала себя в работе. Однако, в процессе ее эксплуатации на КТСП, были выявлены некоторые особенности, связанные, в том числе, с географическим расположением контейнерного терминала. Дорога на КТСП проходит через железнодорожный переезд, который часто блокируется проходящим железнодорожным составом. Как показала практика, большинство водителей стараются приехать на терминал к началу своего тайм-слота. Поэтому, после открытия переезда, на стоянку контейнерного терминала могут одновременно прибыть до 40 водителей, которые затем проходят в сервисный центр для оформления документов.

Вас тут не стояло!
Первая, но далеко не самая главная проблема, возникавшая при этом – это создававшаяся неразбериха в помещении сервисного центра. Для оформления документов в сервисном центре работает до четырех окон. Соответственно, водители выстраивались в четыре неравномерно двигавшихся очереди. Некоторые водители считали несправедливым, что в соседнем окне оформлялся приехавший позже них водитель.

Еще одну дополнительную очередь образовывали водители, прибывшие до начала регистрации своего тайм-слота. Дальнейшее распределение этой очереди по окнам тоже вызывало вопросы. Поэтому наведение порядка в сервисном центре и повышение уровня обслуживания водителей стало одной из задач, которую предстояло решить.

Казалось бы, для того чтобы справиться с этой проблемой, можно установить стандартную электронную очередь, функционирующую во многих банках, медицинских и прочих общественных учреждениях. Поставщиков таких систем на рынке достаточно много. Но все эти системы не решают одной важной для контейнерного терминала задачи…

А штивки растут
Когда на контейнерный терминал прибывает сразу много водителей, часто возникает ситуация, когда одновременно несколько водителей забирают импортные контейнеры из одного штабеля. Особенно это касается групповых визитов, когда водители прибывают от одного экспедитора за контейнерами одной крупной партии. Такие контейнеры, естественно, хранятся на терминале в одном штабеле. Велика вероятность того, что водитель, стоящий в очереди первым, возьмет нижний контейнер в данном штабеле, а водитель, приехавший за ним, возьмет верхний контейнер. Для каждого такого случая контейнерный терминал вынужден выполнять непродуктивные перемещения контейнеров (штивки).

Анализ статистики, выполненный по данным системы управления SOLVO.TOS, показал, что при текущем годовом грузообороте на КТСП ежемесячно производится достаточно большое количество штиваний, вызванных отсутствием продуманной организации очереди водителей до въезда на терминал. Соответственно, при ожидаемом росте мощностей число таких штивок будет также возрастать. Кроме того, при штивании увеличивается также время обработки автотранспорта на терминале.

Решение проблемы
Если организовать очередь водителей таким образом, чтобы они попадали в окно обработки документов и, соответственно, на территорию терминала в нужном порядке, описанные штивки можно сократить. Для этого необходимо выстраивать очередь водителей в сервисном центре с учетом местонахождения импортных контейнеров на терминале, за которыми приехали водители. Стандартные системы электронной очереди, которые выдают посетителям обезличенные талончики с номерами, для решения данной задачи не подходят.

Специалисты компании «СОЛВО» совместно с сотрудниками департамента информационных технологий КТСП провели большую аналитическую работу и выработали подходящее технологическое решение. Системные инженеры «СОЛВО» подобрали необходимое оборудование, обеспечили его поставку и монтаж «под ключ». Программный код системы управления был модернизирован программистами компании «СОЛВО», ими также были разработаны драйверы для устройств. Созданный программно-аппаратный комплекс позволил решить поставленные задачи.

Как это работает?
картинка_схема ЭОВ.jpgТеперь водитель, прибывающий на контейнерный терминал, регистрируется на любом из двух киосков самообслуживания, расположенных в помещении сервисного центра. Функционал электронной очереди интегрирован с модулем аккредитации водителей системы управления SOLVO.TOS. Поэтому для регистрации водителю достаточно поднести к сканеру магнитных карт на киоске свой электронный пропуск и подтвердить регистрацию нажатием всего одной кнопки на сенсорном экране киоска.

В момент регистрации визита система управления SOLVO.TOS находит заявку на визит, заранее оформленную экспедитором через веб-портал SOLVO.TOS. Исходя из анализа местоположения контейнера, указанного в заявке, система определяет место водителя в очереди и выводит эту информацию с указанием приблизительного времени ожидания на большую плазменную панель, размещенную в сервисном центре. Время ожидания вычисляется системой автоматически, исходя из количества работающих окон и среднего времени обработки документов в окне.

Другие преимущества
Внедрение нового функционала позволило ускорить и работу операторов сервисного центра КТСП. Теперь операторам не нужно искать заявку водителя в системе. При завершении оформления очередного визита оператор нажимает кнопку «Следующий», и система автоматически выводит на экран нужную заявку. При этом водитель приглашается к нужному окну звуковым сигналом, выводом номера автомобиля на табло «бегущая строка», расположенного над каждым окном обработки документов, и выводом сообщения с номером окна обработки на плазменную панель.

Следует отметить, что процедура оформления документов на КТСП ранее была упрощена введением оформления экспедитором электронных доверенностей на веб-портале SOLVO.TOS с использованием электронно-цифровой подписи. Поэтому оператору достаточно только проверить паспорт водителя и информацию в накладной. Благодаря этому, оформление водителя в окне обработки занимает считанные секунды.

Изменения также коснулись работы тальмана, который работает на автомобильной парковке перед въездом на терминал и регистрирует автомобили и контейнеры (производит описание повреждений и сверку номеров запорно-пломбировочных устройств) в системе управления с помощью радиотерминала. Ранее тальману для описания контейнера требовалось дожидаться окончания оформления водителя в окне обработки документов. Водитель с оформленными документами также вынужден был ждать прихода тальмана и завершения им процедуры описания контейнера. После внедрения функционала электронной очереди тальману выдается задание на описание контейнера в момент регистрации водителя в киоске самообслуживания, что сокращает общее время обработки автомобиля на контейнерном терминале.

Результаты проекта
DSCF3300.JPGНа сегодняшний день ещё рано озвучивать цифры статистики, т.к. внедрение только завершилось. Однако уже можно с уверенностью отметить, что введение функционала электронной очереди водителей позволило значительно уменьшить общее количество штивок и сократить время обработки документов. Уже сейчас общее время обработки автомобилей на терминале было снижено в среднем на 2 минуты за один визит, а также в целом повысился уровень сервиса для клиентов Контейнерного Терминала Санкт-Петербург.

В настоящее время в продолжение развития идеи электронной очереди КТСП и «СОЛВО» совместно работают над новым многоступенчатым проектом по ускорению и упорядочению обработки автомобилей на гейтах.

Максим Максимов, коммерческий директор, компания «СОЛВО»

К списку новостей